Лекарственные растения
  Главная  |   А  |   Б  |   В  |   Г  |   Д  |   Ж  |   И  |   К  |   Й  |   Л  |   М  |   Н  |   О  |   П  |   Р  |   С  |   Т  |   У  |   Ф  |   Х  |   Ц  |   Э  |   О портале  |   Карта сайта 

ЛФК при ампутации верхних конечностей



При ампутации верхних конечностей в раннем послеоперационном периоде (первый период) занятия ЛФК начинают через несколько часов после операции. Задачами занятий являются: общетонизирующее воздействие на больного, улучшение психического тонуса, предупреждение осложнений. В занятия включают упражнения, обеспечивающие стимуляцию всех вегетативных функций, упражнения, способствующие формированию компенсации бытовых движений (повороты на бок, переходы в положение сидя на кровати и вставание из разных положений без опоры руками, прием пищи, умывание, одевание, причесывание одной рукой). Подобные упражнения в сочетании с ходьбой улучшают кровообращение и содействуют борьбе с гиподинамией.

Интенсивность и сроки активизации двигательного режима определяются клиническими данными. С 3 - 4-го дня включаются упражнения в напряжении и расслаблении мышц сохранившихся сегментов ампутированной конечности и усеченных мышц (импульсивная гимнастика), а также осторожные движения надплечьем и движения в свободных суставах культи. С 5-6-го дня безболезненные движения в суставах ампутированной конечности можно выполнять с предельно большой амплитудой.

После снятия швов приступают к обучению навыкам самообслуживания (рис. 46, 47) и более сложным действиям с помощью рабочих приспособлений в виде манжет, крючков-фиксаторов и т. п.

  Рис. 46. Типовые упражнения во втором периоде занятий после ампутации верхних конечностей.

 

Рис. 47. Развитие навыков самообслуживания без протезов.

Лечебная физическая культура при реконструктивных вмешательствах на культях верхних конечностей - фалангизации первой пястной кости и расщеплении предплечья по Крукенбергу - в предоперационном периоде способствует наилучшему функциональному результату оперативного вмешательства, а в послеоперационном — скорейшему формированию и совершенствованию двигательных компенсаций (рис. 48, 49).

 

Рис. 48. Типовые упражнения после расщепления предплечья по Крукенбергу.

Рис. 49. Типовые упражнения после фалангизации первой пястной кости.

В третьем периоде, т. е. с момента получения постоянного протеза, производится обучение пользованию им. Наряду с этим в зависимости от конструкции протеза применяются специальные упражнения в следующих целях: укрепления мышц и совершенствования мышечно-суставной чувствительности и координации движений, которые необходимы для пользования протезом (при тяговом протезе с пневмоприводом); обучения изолированным и дозированным по степени интенсивности мышечным напряжениям и укрепления мышц, с помощью которых осуществляется управление протезом (при протезах с миотоническим и биоэлектрическим управлением); комплексного решения перечисленных задач - при протезах, в которых одновременно используется не один источник энергии (сочетание биоэлектрических и миотонических, тяговых и с пневмоприводом и др.).

Обучение пользованию протезом начинается с его надевания. Во всех случаях, кроме вычленения конечностей в плечевых суставах, больной должен надевать протез самостоятельно. При односторонней ампутации протез надевают с помощью здоровой руки. При двухсторонних ампутациях протезы надевают сначала на более длинную культю, затем на более короткую либо одновременно. Снимать протезы можно любым наиболее удобным способом. В освоении протеза и формировании двигательных навыков соблюдается определенная последовательность: «раскрытие» кисти и последующее смыкание пальцев; сгибание и разгибание в локтевом суставе (шарниге); движения по всем осям в плечевом суставе; движения в сохранившихся суставах в сочетании с движением, выполняемым протезом; необходимые бытовые движения и действия (перемещение различных предметов, прием пищи и т. д.); более сложные действия, в том числе игрового характера. Диапазон движений зависит от характера ампутации, состояния вышележащего сустава усеченной конечности и используемого протеза. Так, протезы после вычленения и ампутации плеча к допускают следующие движения:

  • сгибание в локтевом шарнире;
  • фиксацию предплечья по отношению к плечу под разными углами сгибания;
  • раскрытие «пальцев»;
  • вращение кисти;
  • вращение плеча.

В протезах предплечья возможны «раскрытие» кисти и пассивная ротация ее. При двух протезах обучать движениям следует как раздельно, так и вместе. Вначале целесообразно научить больного брать и удерживать предметы стоя, затем сидя, позже формировать навыки в еде, письме, причесывании, раскрашивании, черчении, перестановке шахматных фигур, подбрасывании и ловле мяча и т. д. (рис. 50, 51).

Рис. 50. Обучение пользованию протезами после ампутации верхних конечностей.

Рис. 51. Обучение пользованию протезами после ампутации верхних конечностей.







 

Турагентство "Клуб
Путешествий Югра"
:
Раннее бронирование -
скидки 50%!

Заказать тур >>>