Лекарственные растения
  Главная  |   А  |   Б  |   В  |   Г  |   Д  |   Ж  |   И  |   К  |   Й  |   Л  |   М  |   Н  |   О  |   П  |   Р  |   С  |   Т  |   У  |   Ф  |   Х  |   Ц  |   Э  |   О портале  |   Карта сайта 

ЛФК при травмах у детей



При травмах у детей широко используется ЛФК (лечебная физическая культура). С помощью физических упражнений можно активизировать деятельность всех органов и систем, ликвидировать отрицательные последствия гиподинамии, улучшить обменные процессы и процессы регенерации, создавая необходимые физиологические предпосылки для ускорения консолидации, предупредить атрофию мышц и ограничение движений в суставах, выработать необходимые компенсаторные навыки на период лечения и восстановить функции больной конечности после снятия иммобилизации, нормализовать общую двигательную сферу ребенка, его рост и развитие. Лечебная физическая культура является не только средством лечения травмы, но и важнейшим компонентом правильно организованного режима больного ребенка.

Средства ЛФК при травмах у детей подбираются с учетом лечебных задач, а также возраста и уровня развития ребенка. Для детей первого года жизни активные движения стимулируются яркими игрушками. Используются упражнения пассивные и активные с помощью, а также рефлекторные, основанные на сохраняющихся безусловных рефлексах. В занятиях с детьми второго и третьего годя жизни применяются упражнения имитационно-игрового характера, по речевой инструкции, массаж (как общий, так и избирательный), для поднятия эмоционального тонуса больных - игры.

В зависимости от характера перелома и этапов лечения весь курс лечебной физической культуры при переломах у детей делится на три периода: иммобилизации, или общетонизирующий, восстановления функции и тренировки функции.

I период охватывает все время иммобилизации. Клинически это время совпадает с формированием первичной мозоли. Лечебную физическую культуру назначают сразу, как только позволяет состояние больного ребенка. Ранние сроки назначения лечебной физической культуры объясняются необходимостью ликвидировать проявления травматической болезни, облегчить приспособление организма ребенка к иммобилизации, предупредить возникновение гиподинамии. Ведущими специальными задачами этого периода являются: улучшение трофики иммобилизованной конечности (для скорейшей консолидации перелома и предупреждения мышечной атрофии); предупреждение нарушений функции суставов (тугоподвижности и контрактур); выработка необходимых временных компенсаций; предупреждение нарушений осанки.

Большинство общих лечебных задач и частично специальные решаются с помощью общеразвивающих упражнений. Их выполняют из всех исходных положений, возможных при иммобилизации, с охватом всех мышечных групп. В занятия включают статические и динамические дыхательные упражнения, упражнения на внимание, на координацию движений, на осанку, в расслаблении. Можно использовать упражнения с предметами. Во всех случаях необходимо соблюдать принцип рассеянной мышечной нагрузки, чередования активных упражнений, статических напряжений и расслабления.

Упражнения для поврежденной конечности включаются в содержание занятий после полного высыхания гипсовой повязки или уменьшения болевых ощущений, связанных с наложением вытяжения.

Для решения специальных задач в занятия лечебной физической культурой включаются: упражнения для здоровой конечности (для улучшения кровоснабжения и трофики иммобилизованной конечности); упражнения в свободных от иммобилизации суставах поврежденной конечности (выполняемые вначале с помощью, а затем самостоятельно), идеомоторные упражнения для иммобилизованной конечности; статическое напряжение мышц иммобилизованной конечности; при переломах костей нижних конечностей — упражнения в давлении по оси конечности на специальную подставку, спинку кровати или ящик, а также упражнения в опускании больной конечности ниже уровня кровати. У детей райнего возраста идеомоторные упражнения и статическое напряжение мышц не применяются.

К специальным средствам лечебной физической культуры относятся и упражнения, способствующие формированию временных компенсаций. Они весьма разнообразны, так как зависят от вида и характера травмы.

Перечисленные общие и специальные средства лечебной физической культуры применяются комплексно, обеспечивая соответствующий лечебный эффект, в форме специальных занятий лечебной физической культурой, утренней гимнастики (в травматологических отделениях), а также индивидуальных заданий для самостоятельного выполнения.

II период характеризуется окончательным формированием вторичной костной мозоли и (при соответствующем лечении) нормализацией функции пораженной конечности.

К специальным задачам II периода относятся: нормализация трофики травмированной конечности (окончательное формирование костной мозоли и ликвидация мышечной атрофии); восстановление движений в ее суставах и нормализация функции; ликвидация ненужных временных компенсаций.

В этом периоде расширяется набор и увеличивается дозировка общеразвивающих упражнений. Используются упражнения с предметами (палками, гантелями, набивными мячами, булавами), с сопротивлением и отягощением. Большое место занимают игры. Уровень физической нагрузки в занятиях доводится до среднего.

Возрастает возможность применения специальных средств физической культуры. Конечность после снятия иммобилизации атрофична, движения в суставах ограничены, а первичная костная мозоль недостаточно прочна и при неправильном лечении может быть повреждена. Наибольшее ограничение движений наблюдается при внутрисуставных и околосуставных переломах, а при диафизарных переломах — в суставах, расположенных ниже перелома. Характер ограничения движений зависит не только от травмы, но и от условий иммобилизации.

В соответствии со специальными лечебными задачами периода сразу же после снятия иммобилизации основным видом специальных упражнений становятся активные гимнастические упражнения. Они выполняются из облегчающих исходных положений, которые обеспечивают минимальное напряжение мышц при движениях в суставах больной конечности. Для облегчения движений используются и различные скользкие поверхности, тележки и другие приспособления. Активные упражнения чередуются с расслаблением.

Когда больной выполняет активные упражнения в облегчающих условиях достаточно свободно, в занятия вводят упражнения с самопомощью, затем активные упражнения из обычных исходных положений, для увеличения амплитуды движения - маховые упражнения. Постепенно все большее место среди специальных упражнений отводится специфическим упражнениям с предметами для больной руки и упражнениям в ходьбе - для поврежденной нижней конечности.

В некоторых случаях приходится прибегать к пассивным упражнениям. Применяются они с большой осторожностью и только по назначению хирурга-травматолога при условии хорошей консолидации отломков.

При переломах костей нижних конечностей опасность вторичного смещения отломков требует передвижения с помощью костылей: вначале совсем не наступая на больную конечность, а затем с ограничением осевой нагрузки. В целях предупреждения нарушений осанки детям не рекомендуется ходить с одним костылем. Ходить с двумя костылями следует до тех пор, пока не будет разрешена полная осевая нагрузка на травмированную конечность.

В III периоде ликвидируются остаточные явления. Основной лечебной задачей являются полная реабилитация больного ребенка и достижение совершенства функции травмированной конечности при восстановлении общей и специальной (спортивной) работоспособности. Средства лечебной физической культуры обеспечивают восстановление функций всех органов и систем детского организма, в первую очередь восстановление двигательных навыков соответственно данному возрасту. Если полноценность функции не может быть обеспечена, необходимо способствовать формированию наиболее рациональной постоянной компенсации за счет выработки нового динамического стереотипа движения.

В период тренировки функции продолжают использовать общеразвивающие упражнения, а общую физическую нагрузку увеличивают соответственно расширяющимся возможностям организма ребенка. Основу содержания занятий составляют прикладные упражнения, вовлекающие в работу поврежденную конечность: различные варианты ходьбы при переломах нижних конечностей, хваты и упражнения с мелкими предметами при переломах кисти. По-прежнему используют упражнения для закрепления навыка правильной осанки, упражнения на координацию, в равновесии, на внимание, с предметами. По мере восстановления и тренировки функции поврежденной конечности роль специальных упражнений постепенно уменьшается и они включаются в занятия главным образом для закрепления достигнутого лечебного эффекта.

При внутрисуставных переломах увеличивается опасность ограничения функции сустава, поэтому роль лечебной физической культуры в комплексном лечении таких переломов особенно велика. Иммобилизация пораженной конечности при повреждении суставов осуществляется съемными лонгетами. Это позволяет в ранние сроки, на 3-5-й день после травмы, на время занятий лечебной физической культурой освобождать сустав для движений. В связи с этим специальные упражнения из облегчающих исходных положений проводятся в первом периоде. Активные занятия лечебной физической культурой способствуют предупреждению нарушения функций сустава, а в ряде случаев - улучшению стояния отломков.

Эпифизеолизы обычно не сопровождаются смещением отломков. Иммобилизация при этих переломах у детей осуществляется гипсовой лонгетой. Сроки иммобилизации сравнительно невелики, соответственно укорачивается I период. В содержание занятий рано включаются активные упражнения из облегчающих исходных положений. Во II периоде нередко удается добиться восстановления и нормализации функции пораженной конечности. Лечение эпифизеолизов большей частью осуществляется в амбулаторно-поликлинических условиях, что позволяет значительно разнообразить методику применения общеразвивающих упражнений и упражнений прикладного характера.

При компрессионных переломах позвоночного столба без повреждения спинного мозга лечебная физическая культура составляет основу функционального метода лечения. Принципы ее те же, что при лечении взрослых. Но при определении ее методики необходимо учитывать особенности детского возраста, специфику клиники компрессионных переломов у детей. Восстановительный период после травмы позвоночного столба у детей хотя и значительно короче, чем у взрослых, но по сравнению с другими переломами регенерация костной ткани тел позвонков происходит медленно. В среднем период восстановления занимает от 45 до 60 дней.

Эффективность лечебной физической культуры при травмах у детей определяется по клиническим признакам - восстановлению целостности кости и мягких тканей, уменьшению и ликвидации болевых ощущений, нормализации рентгенологических и клинико-лабораторных показателей. Важнейшим признаком эффективности лечебной физической культуры являются улучшение и нормализация функции пораженной конечности: восстановление движений в суставах пораженной конечности, опороспособности при переломах костей ног, тонких манипуляций при повреждениях кисти и т. д. Существенную роль в оценке эффективности лечебной физической культуры играют и общие показатели полноты реабилитации: восстановление двигательных навыков ребенка в соответствии с его возрастом, улучшение и нормализация функций внутренних органов, восстановление физической работоспособности адаптации организма (неспецифическая сопротивляемость, врабатывание, реституция и т.

Примерное занятие при переломе диафиза костей голени у ребенка 8 месяцев (I период)

  1. Массаж рук (поглаживание).
  2. Круговые движения руками.
  3. Массаж здоровой ноги (поглаживание, растирание).
  4. Скользящие шаги (для здоровой конечности).
  5. Массаж живота.
  6. Поворот со спины на живот в сторону здоровой ноги.
  7. Массаж спины и ягодичных мышц.
  8. Приподнимание головы и плеч за отведенные в стороны руки.
  9. Стимуляция ползания при опоре на здоровую ногу.
  10. Массаж спины (поглаживание).
  11. «Парение» на животе.
  12. Массаж живота.
  13. Присаживание при поддержке за отведенные руки.
  14. Повороты туловища в исходном положении сидя вправо и влево за игрушкой.
  15. Лежа на спине поочередное поднимание рук вверх.
  16. Сгибание и разгибание здоровой ноги в тазобедренном и коленном суставах.
  17. Сгибание и разгибание иммобилизованной ноги в тазобедренном суставе (пассивное, а затем активное).
  18. Поочередное сгибание и разгибание рук.
  19. Массаж рук (поглаживание).






 

Турагентство "Клуб
Путешествий Югра"
:
Раннее бронирование -
скидки 50%!

Заказать тур >>>