Лекарственные растения
  Главная  |   А  |   Б  |   В  |   Г  |   Д  |   Ж  |   И  |   К  |   Й  |   Л  |   М  |   Н  |   О  |   П  |   Р  |   С  |   Т  |   У  |   Ф  |   Х  |   Ц  |   Э  |   О портале  |   Карта сайта 

ЛФК при неврозах



ЛФК при неврозах рассматривают как естественный биологический метод с физиологически обоснованным применением физических упражнений и естественных факторов природы. Она оказывает непосредственное влияние на основные патофизиологические проявления при неврозах - способствует выравниванию динамики основных нервных процессов, координированию функции коры и подкорки, первой и второй сигнальных систем и т. д. Методика лечебной физической культуры дифференцируется в зависимости от патофизиологических нарушений в высшей нервной деятельности (неврастения, истерия, психастения), клинического проявления данного заболевания, его основной симптоматики, эмоционального тонуса, возраста, функциональных возможностей больного.

В стационарных условиях больные неврозами чаще всего находятся на постельном режиме. В комплексе с медикаментозной терапией, физиотерапией используются гигиеническая и лечебная гимнастика.

В первой половине курса лечения (первый период) необходимо назначать простые упражнения, не требующие напряженного внимания. В дальнейшем в занятия можно постепенно вводить упражнения с более сложной координацией движений. Первые дни занятий помогают определить реакцию больных на предлагаемую нагрузку, правильно сформировать группы. Необходимо обращать серьезное внимание на эмоциональную сторону занятий. Команды должны быть спокойными, объяснения четкими. Нагрузка в занятиях должна соответствовать функциональному состоянию больного (по данным физиологической прямой урока). После занятий он должен ощущать бодрость и легкое утомление. Частота сердечных сокращений и дыхания должна приходить к исходным данным покоя через 5-10 мин. после урока. В занятия с неврастениками при ослабленных процессах торможения и преобладании процессов возбуждения помимо гигиенической гимнастики следует вводить различные упражнения, способствующие уравновешиванию их эмоционального тонуса, элементы спортивных игр по упрощенным правилам (волейбола, настольного тенниса,  городков).  При таких симптомах,  как ощущение неуверенности, страха, нарушение координации движений, рекомендуется применять упражнения,  способствующие преодолению этих ощущений: упражнения в равновесии (на скамейке, бревне), лазанье на гимнастической стенке, прыжки через яму, прыжки в воду, плавание с постепенным увеличением расстояния и др. Прогулки, ближний туризм, рыбная ловля, охота положительно влияют на перестройку нервно-психической сферы, способствуют разгрузке нервной системы от обычного вида профессиональной деятельности, оказывают тренирующее влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, повышают приспособляемость организма к различным физическим нагрузкам.

Больным с психастенией следует вначале рекомендовать наиболее простые упражнения (для рук, ног, туловища) из облегченных исходных положений (сидя, лежа). Усложнять их следует постепенно, вводя упражнения с гимнастическими палками, прогулки на лыжах, плавание и т. д. В процессе занятий необходимо отвлечь внимание больного от навязчивых мыслей, заинтересовать его увлекательными игровыми упражнениями.

Во время занятий необходимо включать паузы для отдыха, чередовать общеукрепляющие упражнения с дыхательными. С целью общего тонизирования можно включить упражнения корригирующего характера, с дозированным напряжением, упражнения в парах. Рекомендуются также упражнения на развитие функции вестибулярного аппарата. Продолжительность занятия сначала составляет 10-15 мин., по мере адаптации больных к нагрузке его время постепенно увеличивается до 35-45 мин.

Больным психастенией необходимо регулярное строго индивидуальное закаливание организма: обтирание, кратковременные души с постепенно понижающейся температурой (от 35 до 24°), купание с непременным последующим растиранием тела до покраснения кожи (гимнастика сосудов). Зимой рекомендуются прогулки на лыжах продолжительностью не более 30—40 мин. с обязательным отдыхом.

Занятия проводятся индивидуальным и малогрупповым методом. Группу рекомендуется подбирать таким образом, чтобы в нее входило несколько человек, хорошо освоивших характер выполнения упражнений. Это важно потому, что у большинства больных психастенией плохая координация движений.

Если нагрузка первого периода переносится больным хорошо, то во втором периоде в занятия вводят специальные упражнения, способствующие улучшению внимания, быстроты и точности движений, координации, воспитывающие ловкость, быстроту реакции. Для тренировки вестибулярного аппарата целесообразно использовать упражнения с закрытыми глазами, круговые движения головой, наклоны туловища в различных направлениях, упражнения с внезапной перестройкой движений по команде во время бега, ходьбы и т. п. При хорошей переносимости нагрузки добавляются прыжки, соскоки, упражнения со скакалкой, подвижные и спортивные игры.

Хорошие результаты лечения достигаются в санаторных условиях, где больные большую часть времени пребывают на свежем воздухе и могут по показаниям сочетать климатотерапию с различными видами физиотерапии: электроводолечением, бальнеотерапией и др. И. П. Павлов писал: «Я неоднократно убеждался в том, что когда я, будучи сильно раздражен во время своих опытов, переключаюсь на физическую работу, я быстро успокаиваюсь», подчеркивая тем самым, что смена деятельности и мышечная работа способствуют уравновешиванию нарушенных взаимоотношений нервных процессов в коре головного мозга. Физические упражнения стимулируют у больных различные физиологические механизмы, взаимодействие которых извращено в результате заболевания, помогают уравновешиванию внутренней среды организма с внешней средой, что способствует его оздоровлению.

В военное время перенапряжения нервной системы, вызванные фронтовой обстановкой, различного рода ранениями с тяжелыми последствиями, могут приводить к невротическим состояниям. Люди становятся легковозбудимыми, жалуются на отсутствие сна, памяти, быструю смену настроения, головные боли, головокружения или, наоборот, заторможенность и угнетенное состояние, неверие в собственные силы, страхи, навязчивые идеи. В этих случаях лечение основного заболевания (ранения, контузии) надо сочетать с использованием средств лечебной физической культуры с целью нормализации функционального состояния нервной системы. Сильные психические травмы могут приводить к более тяжелым формам неврозов, чаще всего с явлениями истерии и двигательными нарушениями (истерическими контрактурами, параличами), или поражению других функций: истерической глухонемоте и др. Такие больные должны проходить курс комплексного лечения у психоневролога с обязательным использованием различного рода физических упражнений: общеукрепляющих и специальных, способствующих восстановлению нарушенных функций.

Во время занятий следует постоянно обращать внимание больного на малейшее улучшение двигательной активности, внушать ему, что регулярное и упорное выполнение заданий улучшает его общее состояние и приводит к восстановлению нарушенных функций. Методист должен внимательно изучать личность раненого, наблюдать за его реакцией на нагрузку, отношением к двигательной активности. Это помогает индивидуализировать занятия и, как правило, является залогом положительного лечебного эффекта.

Выполнение перечисленных задач возможно только при комплексном проведении всех лечебных и реабилитационных мероприятий, из которых лечебная гимнастика, лечение положением и массаж играют особо важную роль.

В заключение следует подчеркнуть, что больным с различными видами неврозов рекомендуется и в домашних условиях продолжать занятия в виде утренней гигиенической гимнастики (комплекс должен быть составлен врачом с учетом особенностей нарушенных функций у данного больного), посещать группы здоровья, играть в волейбол, больше ходить, ездить на велосипеде, кататься на лыжах и коньках.







 

Турагентство "Клуб
Путешествий Югра"
:
Раннее бронирование -
скидки 50%!

Заказать тур >>>