Лекарственные растения
  Главная  |   А  |   Б  |   В  |   Г  |   Д  |   Ж  |   И  |   К  |   Й  |   Л  |   М  |   Н  |   О  |   П  |   Р  |   С  |   Т  |   У  |   Ф  |   Х  |   Ц  |   Э  |   О портале  |   Карта сайта 

Применение физических упражнений



Методика лечебного применения физических упражнений

Успешное решение задач, поставленных в занятиях лечебной физической культурой, достигается с помощью соответствующих методов применения физических упражнений. Методика занятий имеет особенности в каждом конкретном случае и зависит от многих причин: диагноза и стадии заболевания, индивидуальных особенностей больного (уровня его физической подготовленности, возраста и т. п.). Например, объем и дозировка физических упражнений для каждого больного определяется в первую очередь заболеванием и состоянием сердечно-сосудистой системы. Поэтому ознакомление с диагнозом и функциональными возможностями больного должно ориентировать врача и инструктора лечебной физической культуры в выборе упражнений и методов их проведения.

В то же время методика лечебного применения физических упражнений базируется и на общих положениях. Основные дидактические принципы (сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности и постепенного повышения требований) лежат в основе не только обучения движениям, но и в основе реализации лечебных задач.

Успех занятий ЛФК невозможен без сознательного и активного отношения к ним самих больных. В процессе занятий следует широко использовать объяснения, раскрывая роль и значение физических упражнений при заболевания и травмах. Понимание цели занятий, перспектива восстановления нарушенных функций создают у больных устойчивый интерес к систематическому использованию физических упражнений как под руководством инструктора, так и самостоятельно.

Принцип наглядности имеет особенно важное значение при обучении и совершенствовании двигательных навыков. Наглядность создается не только через зрительные ощущения, но и с помощью других органов чувств. Если характер упражнений и направленность их воздействия зависят от болезни, то число самих упражнений и их повторений, трудность выполнения и сочетание подбираются индивидуально и должны быть доступны каждому больному.

Принцип доступности и индивидуализации учитывает особенности больного и посильность выполнения предложенных ему упражнений.

Для получения хороших результатов лечения большое значение имеет принцип систематичности. Важно выявить оптимальное сочетание физической нагрузки в занятиях лечебной физической культурой с отдыхом и покоем в течение дня. Обычно занятия проводятся один раз в день, но при многих заболеваниях их надо, сочетать с многократным (4—6 раз в день) выполнением самостоятельных заданий или с другими формами лечебной физической культуры.

В процессе курса лечения при благоприятном течении заболевания (без ухудшения, обострения) необходимо соблюдать принцип постепенного повышения требований. Он предполагает увеличение продолжительности занятия, физической нагрузки, усложнение исходных положений и самих упражнений.

Одним из центральных вопросов методики лечебного применения физических упражнений является их дозировка, учитывающая общий объем и интенсивность физической нагрузки.

Интенсивность физических упражнений может быть малой, умеренной, большой и максимальной. К упражнениям малой интенсивности относятся движения небольших мышечных групп, выполняемые преимущественно в медленном темпе: движения пальцев, движения в лучезапястных и голеностопных суставах, статические напряжения небольших групп мышц и статические дыхательные упражнения и т. д. Физиологические сдвиги при выполнении данных упражнений незначительные: небольшое урежение (а иногда учащение) пульса, умеренное повышение максимального и понижение минимального давления, урежение и углубление дыхания.

К упражнениям умеренной интенсивности относятся движения, выполняемые средними и крупными мышечными группами в медленном и среднем темпе: упражнения для верхних и нижних конечностей, туловища, динамические дыхательные упражнения, ходьба в медленном и среднем темпе и т. п. При выполнении этих упражнений частота сердечных сокращений повышается незначительно; умеренно повышается максимальное давление, увеличивается легочная вентиляция. Продолжительность восстановительного периода составляет несколько минут.

Упражнения большой интенсивности характеризуются одновременным напряжением большого числа мышечных групп, выполнением движений в среднем и быстром темпе. К ним относятся упражнения на некоторых гимнастических снарядах, с набивными мячами, ускоренная ходьба, бег, ходьба на лыжах и т. п. Упражнения большой интенсивности предъявляют значительные требования к нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной системам; увеличивается частота сердечных сокращений, пульсовое давление, повышается обмен веществ. Продолжительность восстановительного периода составляет несколько десятков минут.

Упражнения максимальной интенсивности характеризуются вовлечением в работу большого числа мышц и быстрым темпом выполнения движений. К таким упражнениям отностся, например, бег на скорость. Во время выполнения упражнений максимальной интенсивности и сразу же после их окончания деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем значительно усиливается.

Дозировка физических упражнений зависит от заболевания и функционального состояния различных систем организма, поэтому для определения объема нагрузки необходимо знать диагноз и функциональные возможности больного. При тяжелом состоянии больного должен быть небольшой объем физической нагрузки, a характер физических упражнений направлен на компенсацию или улучшение нарушенных функций. В стадии выздоровления для тренировки сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем рационально использовать большие дозировки, но обязательно адекватные состоянию больного.

Общая нагрузка на занятии определяется доступностью ее (по данным врачебно-педагогического наблюдения с исследованием реакции пульса, артериального давления, частоты дыхания).

По частоте сердечных сокращений или какому-то другому физиологическому показателю, который определяется в процессе всяго занятия, можно построить физиологическую кривую. Она дает возможность правильно оценить распределение физиологической нагрузки в данном занятии, соответствие нагрузки задачам занятия и клиническим данным.

Для определения физиологической кривой используют телеэлектрокардиограф, сигнализатор пульса и другие приборы. Определять частоту сердечных сокращений можно и пальпаторно. Однако надо учитывать, что многократный подсчет ее между упражнениями снижает плотность занятия. В зависимости от задач занятия физиологическая кривая будет иметь различную форму. Для количественной характеристики реакций больного на нагрузку и сопоставления их на различных занятиях следует использовать шестикратный подсчет пульса: до занятия ( Рисх.), после вводной части, 3 раза во время основной части (причем один раз после наиболее нагрузочного упражнения) и сразу же после занятия. Частота сердечных сокращений подсчитывается в течение 15 секунд с перерасчетом на 1 минуту. По полученным результатам определяются следующие показатели:

  • средний пульсср.) — для его определения все peзультаты исследований частоты сердечных сокращений во время занятия складываются и сумма делится на число исследований;
  • суммарный пульссум.) — определяется умножением Рср. на время (в минутах) всего занятия. Этот показатель косвенно характеризует общую физическую нагрузку на занятии;
  • индекс интенсивности занятия И = ( Рср. / Рисх.) определяется отношением Рср. к Рисх.;
  • наибольшее учащение пульса (Рмакс.), которое дает представление о реакции на самые трудные упражнения;
  • время восстановления пульса — определяется дополнительным подсчетом сердечных сокращений через 3—10 минут (а иногда и больше) после окончания занятия.

Сопоставляя данные показатели, полученные на различных занятиях, можно сделать заключение, как воспринимаются больными более сложные упражнения, повышение плотности занятия и другие пленения методики.

Под плотностью занятия понимается время непосредственного выполнения больными физических упражнений по отношению ко всему времени занятия. Иногда определяют плотность не только всего занятия, но и отдельных его частей. В занятиях, где решаются специфические задачи, направленные на восстановление функции больного органа, плотность не должна быть большой (в среднем 50—60%); в санаторно-курортных условиях при тренировочном режиме она может достигать 75%. Включая в занятия дыхательные упражнения и упражнения на расслабление мышц, чередуя упражнения для различных групп мышц, можно поддерживать высокую плотность занятия и не вызывать утомления у занимающихся.

Исходные положения в занятиях можно разделить на четыре типа:

  • изменяющие площадь опоры;
  • изолирующие;
  • изменяющие положение центра тяжести тела или его отдельных частей;
  • облегчающие.

Исходные положения, изменяющие площадь опоры, влияют на мышечный тонус и уровень протекания вегетативных функций. Так, исходное положение лежа характеризуется наименьшим мышечным тонусом, наиболее низким уровнем протекания вегетативных функций; исходное положение сидя вызывает напряжение мышц туловища и шеи, а положение стоя — и мышц ног. В исходном положении «сидя» ритм сердечной деятельности в сравнении с позой «лежа» учащается в среднем на 4%, а в положении «стоя» — на 11%.

Изолирующие исходные положения обеспечивают локальное воздействие упражнений на определенный сегмент тела или орган. Например, сгибание в локтевом суставе в положении пронации предплечья оказывает более сильное действие на плечелучевую мышцу, а не на двуглавую; в положении лежа на правом боку увеличивается вентиляция левого легкого.

Изменение положения центра тяжести тела или его отдельных частей позволяет регулировать нагрузку. Например, подъем руки затрудняет разгибание ее в локтевом суставе.

Облегчающие исходные положения уменьшают нагрузку при выполнении упражнения. Так, в положении наклона туловища вперед легче разгибать и сгибать руку в плечевом суставе.

Величина нагрузки зависит и от темпа выполнения движений. Различают медленный, средний и быстрый темп. Он зависит от массы движущихся частей тела. Так, для мелких мышечных групп (пальцев, кисти, стопы) медленным темпом будет выполнение не более 24 движений в минуту; средним — до 60 движений, быстрым — свыше 60 движений. Для средних мышечных групп (предплечье или вся рука, голень или вся нога) медленный темп — это 12—14 движений в минуту, средний — до 24, быстрый — свыше 24. Для крупных мышечных групп, включающих в движение туловище (наклоны туловища, приседания), при медленном темпе выполняются до 10 движений в минуту, при среднем до 20, при быстром — более 20.







 

Турагентство "Клуб
Путешествий Югра"
:
Раннее бронирование -
скидки 50%!

Заказать тур >>>